Оперативно-розыскная часть по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 06 сентября 2008 г. №1316 в Министерстве внутренних дел Российской Федерации образована служба по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите.

28 ноября 2008 года, в соответствии с приказом УВД по Калужской области от № 1753 л/с, в системе УВД по Калужской области создано новое подразделение, «Центр по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите». Штатная численность вновь созданного подразделения составляет 8 единиц, распределенных согласно утвержденной расстановке.

Центр является самостоятельным структурным подразделением управления внутренних дел Российской Федерации, по Калужской области обеспечивающим функции управления по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере применения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья лиц, подлежащих государственной защите, по обеспечению сохранности их имущества.

Центр выполняет функции головного оперативного подразделения в системе управления касающихся организации деятельности по защите жизни и здоровья лиц, подлежащих государственной защите, а также сохранности их имущества, в соответствии с требованиями федеральных законов от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» и от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», приказом МВД № 281 от 21.03. 2007, а также иными нормативных документов МВД России и УВД по Калужской области.

Центр осуществляет оперативно-розыскную деятельность и применение мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья лиц, в отношении которых в установленном порядке принято решение о применении мер государственной защиты.

Таким образом, на территории Калужской области построена система специализированных подразделений, основными задачами которой является:

- обеспечение безопасности защищаемых лиц;

- выявление источников угроз защищаемым лицам;

- пресечение противоправного воздействия на защищаемых лиц.

Вопросы осуществления государственной защиты затрагивают сферы деятельности многих федеральных органов исполнительной власти, поэтому реализация Федерального закона в полной мере возможна только при условии консолидации их усилий по решению широкого комплекса проблем обеспечения безопасности защищаемых лиц, а также надлежащей координации их деятельности. Необходимость создания указанной службы возникла в результате анализа происходящих процессов и изучение правоприменительной практики обозначившей масштабность социально-правовой проблемы обеспечения защиты участников уголовного судопроизводства. Резко изменившиеся экономические и социально-политические условия жизни в современном российском обществе привели к эскалации организованной и транснациональной преступной деятельности.

Криминальные группы не стесняются в выборе средств и методов, совершают противоправные деяния, сопровождающиеся особой жестокостью и цинизмом. Нередко они уверенные в своей безнаказанности действуют открыто и нагло. Вместе с тем привлечение лиц данной категории к уголовной ответственности зачастую затруднено оказываемым на потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, а также членов их семей давлением с целью недопущения реализации их прав и обязанностей при осуществлении правосудия. К добросовестным участникам уголовного судопроизводства все чаще применяются изощренные, тщательно спланированные и умело реализуемые приемы физического и психологического воздействия. Результатом этого стали многочисленные случаи отказа и уклонения потерпевших и свидетелей от участия в уголовном производстве. До настоящего времени правоохранительными органами не анализировались и не систематизировались причины таких отказов, поэтому действенных мер по исправлению создавшегося положения в полной мере не предпринималось. При осуществлении мер государственной защиты сотрудниками службы учитывается как отечественный, так и зарубежный опыт планирования и проведения мероприятий в области мер безопасности и социальной поддержки защищаемых лиц независимо от их гражданства, национальности, пола, имущественного, должностного и социального положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, отношения к религии и политическим убеждениям.

В соответствии с Законодательством государственной защите в Российской Федерации подлежат:

1. судьи всех судов общей юрисдикции и арбитражных судов, арбитражные заседатели, присяжные заседатели;

2. прокуроры;

3. следователи;

4. лица, производящие дознание;

5. лица, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность;

6. сотрудники федеральных органов внутренних дел, осуществляющие охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, а также исполнение приговоров, определений и постановлений судов (судей) по уголовным делам, постановлений органов расследования и прокуроров;

6.1. сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы;

6.2. военнослужащие внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, принимавшие непосредственное участие в пресечении действий вооруженных преступников, незаконных вооруженных формирований и иных организованных преступных групп;

7. сотрудники органов федеральной службы безопасности;

9. сотрудники органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

10. судебные исполнители;

11. работники контрольных органов Президента Российской Федерации, осуществляющие контроль за исполнением законов и иных нормативных правовых актов, выявление и пресечение правонарушений;

12. сотрудники федеральных органов государственной охраны;

13. работники таможенных и налоговых органов, федеральных органов государственного контроля, Федеральной службы по финансовому мониторингу, Счетной палаты Российской Федерации, а также иные категории государственных и муниципальных служащих по перечню, устанавливаемому Правительством Российской Федерации;

Меры государственной защиты могут также применяться в отношении близких родственников, а в исключительных случаях также иных лиц, на жизнь, здоровье и имущество которых совершается посягательство с целью воспрепятствовать законной деятельности судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, сотрудников федеральных органов государственной охраны, либо принудить их к изменению ее характера, либо из мести за указанную деятельность.

Следует отметить, что функция государственной защиты сотрудников органов внутренних дел возложена на подразделения собственной безопасности системы МВД России.

Государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства осуществляется в рамках Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 119-Ф3, в целях защиты жизни, здоровья и (или) имущества, а также мер социальной поддержки лиц в связи с их участием в уголовном судопроизводстве.

Таким образом государственной защите в соответствии с настоящим Федеральным законом подлежат следующие участники уголовного судопроизводства:

1) потерпевший;

2) свидетель;

3) частный обвинитель;

4) подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, их защитники и законные представители, осужденный, оправданный, а также лицо, в отношении которого уголовное дело либо уголовное преследование было прекращено;

5) эксперт, специалист, переводчик, понятой, а также участвующие в уголовном судопроизводстве педагог и психолог;

6) гражданский истец, гражданский ответчик;

7) законные представители, представители потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и частного обвинителя.

Государственной защите также подлежат установленные Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации близкие родственники, родственники и близкие лица, противоправное посягательство на которых оказывается в целях воздействия на лиц, указанных в п. 1-7.

Меры государственной защиты могут быть также применены до возбуждения уголовного дела в отношении заявителя, очевидца или жертвы преступления либо иных лиц, способствующих предупреждению или раскрытию преступления.

Поводом для применения мер безопасности в отношении защищаемого лица является:

1) заявление указанного лица;

2) обращение председателя суда, либо руководителя соответствующего правоохранительного или контролирующего органа, либо руководителя федерального органа государственной охраны, а также начальника учреждения или органа уголовно-исполнительной системы;

3) получение органом, обеспечивающим безопасность, оперативной и иной информации о наличии угрозы безопасности указанного лица.

Основанием для применения мер безопасности является наличие достаточных данных, свидетельствующих о реальности угрозы безопасности защищаемого лица.

Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2021, МВД России